Узоры на кубачинских изделиях
Изделия кубачинских мастеров отличаются особой красотой и изяществом нанесенных узоров. Тонкие линии, неповторимый блеск серебра и золотых элементов, растительные орнаменты являются отличительными особенностями этого народного промысла.
Техника создания рисунка
Техника обработки металла кубачинскими мастерами имеет свои характерные особенности. Каждое изделие представляет собой высокую художественную ценность. В замысловатом орнаменте легко угадываются растительные элементы, традиционные формы и изогнутые линии. Все вместе это воплощается в затейливый рисунок, дополненный мельчайшими деталями.
Технически узоры очень сложные, их выполнение требует высокого уровня мастерства. Орнамент наносится послойно:
- первый слой представляет собой гравировку и чернение;
- в качестве второго слоя на свободное пространство наносится рисунок, выполняются чеканка, позолота;
- третий слой – это мельчайший узор, который гравируется только мастерами высочайшего класса.
Гравировка выполняется с применением различных техник. Они отражают руку мастера, как почерк. Здесь важно все: форма резца, сила нажима, угол наклона. Основная задача – вырезать в металле довольно глубокую бороздку нужного размера. Одно неосторожное движение может испортить работу, на которую потрачено несколько дней.
В подготовленные бороздки заливалась чернь. Это специальный состав из красной меди, свинца, серебра и серы. При воздействии высокой температуры порошок расплавляется и образует прочное покрытие черного цвета. Затем узор зачищается и наносится следующий слой.
Филигрань – это еще один способ декорирования кубачинских изделий из серебра. Металлическое зерно вставляется между углублениями или нитями металла. Чеканка кубачинскими мастерами выполнялась тоже по-особенному.
Перегородчатая эмаль использовалась достаточно часто, ее основными цветами были голубой, фиолетовый, желтый и белый. В этих тонах выполнены соцветия на фоне зеленой листвы. А вот расположение элементов в узоре уникально.
Виды орнамента
Орнаментальная культура кубачинских изделий берет свои истоки в глубине веков. Все, что дошло до наших времен, закладывалось в VII и VIII веках и является отражением этапов развития духовной культуры Дагестана. Кубачинский орнамент отличается многообразием элементов, что позволяет каждому мастеру создать свой неповторимый, оригинальный узор.
Набор элементов при выполнении изделий из кубачинского серебра вполне традиционный, он включает в себя изогнутые побеги, бутоны, листья причудливой формы, гибкие ветви, которые образуют ритмичные соединения, создавая особую вязь кубачинского узора.
При выполнении кубачинской чеканки упор делался на симметричный ветвистый орнамент ("тута накъиш"). Свободно вьющийся орнамент ("махарай накъиш") считался более простым в исполнении. Украшались изделия золотыми насечками и инкрустацией.
С течением времени основным материалом в обработке стало серебро. Сочетание гравировки с чернением придавало изделию внешний вид сверкающего алмаза, грани которого переливаются относительно источника света. Такая красота не меркнет со временем, а лишь прибавляет в цене.
Каждый из кубачинских мастеров имеет свой почерк, но может специализироваться на каком-то конкретном виде отделки. Это позволяет ускорить процесс обработки и довести его до совершенства.